1 декабря 2022 / 16:49

Все больше молодых людей в Алтайском крае хотят играть свадьбы в национальных костюмах

Все больше молодых людей в Алтайском крае хотят играть свадьбы в национальных костюмах

Изучение традиций своего народа — занятие, интересное не только ученым-этнографам. Все чаще молодые люди хотят “главный день своей жизни” украсить, наполнить смыслом и традициями предков. Неповторимость и уникальность каждого народа подчеркивает национальный костюм. О свадебных костюмах некоторых народов Алтайского края рассказывают представители общественных организаций.

Национальные костюмы и обряды разных народов отличаются, но есть в них общие черты: внимание к головному убору невесты, смена которого влияет на изменение социального статуса девушки. Руководитель Центра казахского языка и культуры Аида Биксультанова рассказала, что в свадебных традициях казахов головной убор невесты меняется дважды.

«Во время обряда Кыз узату мать невесты, провожая ее в новый путь, снимает с головы дочери такию (тюбетейку) и надевает саукеле (шапку). А во время обряда Беташар – показа лика невесты — родственникам жениха с лица невесты под песню акына «Баташар жыры» снимают белое покрывало. Мама жениха надевает на невесту белый платок, который символизирует новый статус — келин», — рассказывает Биксультанова.

По результатам опроса, проведенного среди молодежи руководителем Центра казахского языка и культуры, 89,47 % надели бы на свою свадьбу традиционное платье.

«Я очень хочу свою собственную свадьбу провести с привлечением максимального количества традиций, хочется платье в соответствии с казахскими традициями и костюм», — говорит Аида.

Современная польская невеста выступает обычно в белом платье с вуалью, а жених – в классическом костюме, но в старину платье невесты не было белоснежным, оно соответствовало польскому национальному костюму. Об обычаях, связанных со свадебной одеждой поляков, рассказала председатель Алтайской краевой культурно-просветительской общественной организации Дом Польский Ванда Ярмолинская.

«Будущая жена должна быть одета во что-то новое как символ достатка в супружестве, во что-то старое как символ поддержки своей семьи и старых друзей, во что-то одолженное как символ доброжелательности и благосклонности новой семьи, и иметь на себе что-нибудь голубое в знак верности мужа и надежды на будущее потомство», — рассказала Ярмолинская.

Из старинных свадебных обычаев до наших дней сохранился обряд «очепины» — замена свадебной вуали на чепец замужней женщины.

Перекликается эта традиция с немецким свадебным ритуалом снятия венка. «Очепление» — отделение девушки от незамужних подруг и вступление в группу замужних женщин.

«В свадебных костюмах российских немцев большую роль играли аксессуары. Венок невесты – «розенкранц» – высокая корона из цветов и листьев, которые делали из воска, парафина, цветной бумаги. У жениха на левой стороне груди крепилось украшение «штраус» — букет из цветов и листьев с лентой белого цвета. Чем длиннее были концы ленты, тем длиннее предстояла жизнь молодоженов», — рассказала руководитель Центра немецкой культуры Татьяна Кокорина.

Во время «очепления» крестная мать снимала с головы девушки венок, надевала чепец замужней женщины, а венок передавался следующей девушке, собирающейся выйти замуж. Так поддерживались традиции преемственности в общине.

В русских традициях девушка, выходя замуж, также меняла головной убор. В частности, во время свадебного обряда старообрядцев Солонешенского района невеста отдает подругам ленты из своих кос, с нее снимают девичий платок и надевают кичку — головной убор замужней женщины.

«Все больше молодых людей, причем не только людей фольклорного круга, стремятся провести свою свадьбу по традиционным обрядам. Я думаю, что во многих общественных организациях сейчас отмечают возрождение обрядов, традиций и праздников, в том числе и свадебного обряда», — отмечает председатель общественной организации «Утешная канарейка» Марина Сигарева.

Такую инициативу предложила первый зампредседателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая.

Работать из дома смогут далеко не все женщины. Такая практика будет доступна представительницам профессий, где необязательно личное присутствие.

Такая мера поддержки, по мнению инициатора, поможет женщинам проводить время с семьёй, а также повышать мотивацию стать родителем.  

«Главное, чтобы этот переход не влиял на производительность труда. Так как в некоторых профессиях дистанционный формат просто невозможен. Бухгалтер, например, может дома работать, а сотрудник МФЦ нет», – отметила Буцкая.

Парламентарий напомнила, что женщины могут брать больничный из-за сильных болей во время месячных, пишет интернет-издание «Абзац».