15 ноября 2020 / 18:12

Скачок напряжения в электрической сети. Кто возместит имущественный вред?

Источник фото:
pixabay.com

Согласно российскому ГОСТу 29322-92 с 2003 г., норма напряжения в электросетях домашнего использования соответствует 220 В. Однако реальное напряжение в розетках частных домов и квартир нередко отличается от стандартных показателей. Жильцы иногда жалуются на скачки напряжения в электросети и, как следствие, поломку электроприборов.

Что делать и куда обращаться при перепадах напряжения? Как защитить электроприборы? Об этом расскажем далее.

Исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение» может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.

В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» (далее Закон) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Именно к исполнителю коммунальной услуги необходимо адресовать претензии, связанные с повреждением имущества потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

А в случае отказа в добровольном удовлетворении требования потребителя необходимо обращаться в суд.

Как принято в отечественной и мировой судебной практике по спорам потребителей, бремя доказывания в суде справедливо возложено на более сильную сторону спора. Потребитель, а в особенности потребитель электроэнергии, которую поставляют в основном субъекты естественных монополий, всегда выступает слабой стороной договора как с экономической, так и с юридической точки зрения, поскольку в подавляющем большинстве случаев даже не имеет технической возможности доказать в суде тот или иной факт в вопросах потребления электроэнергии. Как правило, потребитель имеет лишь простое принимающее оборудование, которое не фиксирует перепады напряжения и иное ненадлежащее исполнение договора поставщиком электроэнергии.

Следовательно, бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на энергоснабжающую организацию.

Верховный суд Российской Федерации ещё раз подтвердил данную практику. Он отметил, что вред, причиненный имуществу гражданина вследствие ненадлежащего предоставления услуги, подлежит возмещению лицом, оказавшим эту услугу, независимо от его вины (ст. 1095 Гражданского кодекса). А за надежность обеспечения потребителей электричеством и его качество отвечают субъекты электроэнергетики (п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). При этом Судебная коллегия напомнила, что в спорах о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (абз. 1 п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Такую инициативу предложила первый зампредседателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая.

Работать из дома смогут далеко не все женщины. Такая практика будет доступна представительницам профессий, где необязательно личное присутствие.

Такая мера поддержки, по мнению инициатора, поможет женщинам проводить время с семьёй, а также повышать мотивацию стать родителем.  

«Главное, чтобы этот переход не влиял на производительность труда. Так как в некоторых профессиях дистанционный формат просто невозможен. Бухгалтер, например, может дома работать, а сотрудник МФЦ нет», – отметила Буцкая.

Парламентарий напомнила, что женщины могут брать больничный из-за сильных болей во время месячных, пишет интернет-издание «Абзац».